Начнём с основ, которые объединяют эти понятия: c термина IP.
Internet Protocol (дословно — «межсетевой протокол» или IP) связывает все компьютерные сети в глобальную — интернет. Этот протокол соединяет IP-адреса узлов в сеть и служит для передачи данных (доставки пакетов).
Для передачи голосовых пакетов используется специальный протокол — VoIP (Voice over Internet Protocol). VoIP позволяет передавать по сети любые данные, где присутствует голос. Например, онлайн-трансляции со звуком тоже возможны благодаря VoIP.
IP-телефония — это телефонная связь через интернет. IP-телефонии свойственны набор номера, дозвон и двустороннее голосовое общение — как и традиционной телефонии. Видеообщение по сети тоже относится к IP-телефонии. Особенностью IP-телефонии является сжатие данных, чтобы снизить нагрузку на сеть при их передаче.
VoIP — это любая передача звука через IP. Просмотр фильмов онлайн, вебинары, оповещения, IP-телефония.
IP-телефония подразумевает двухсторонний обмен голосовыми данными онлайн.
IP-телефония осуществляется по протоколам, которые обеспечивают:
SIP — это наиболее распространённый протокол IP-телефонии. SIP умеет передавать не только голос, но также видео и мгновенные сообщения. Дословно SIP (Session Initiation Protocol) — протокол установления сеанса.
SIP описывает как одно приложение может запросить соединение у другого, используя уникальное имя.
Часто любую технологию звонков через интернет называют SIP-телефонией.
Это не совсем верно. Вопрос: «SIP-телефония и IP-телефония — есть ли разница?» можно проиллюстрировать аналогией с ксероксом, который стал нарицательным. Но не все копировальные устройства — ксерокс. И Xerox — это не только копиры. Компания выпускает принтеры, сканеры, материалы для печати, ПО и т.д.
То же и с SIP-протоколом.
Кроме SIP-телефонии, этот протокол используется при проведении онлайн-конференций (как аудио, так и видео), мгновенных сообщений (чаты) и даже онлайн-игр.
Но SIP-протокол для IP-телефонии используется чаще чем другие протоколы. Именно SIP стал стандартом. Поэтому понятия SIP-телефония и IP-телефония часто путают.
Кстати, мессенджеры (Skype, Viber и остальные) — это тоже SIP.
Мы используем мессенджеры ежедневно. Как правило, только одним из них дело не ограничивается, даже если имеются личные предпочтения.
Хотя, все мессенджеры работают на SIP, звонки, к примеру, со скайпа на вайбер — невозможны. Каждый из мессенджеров хочет максимально охватить аудиторию — поэтому не стремится интегрироваться с конкурентами.
По данным исследования tagline в 2016 году российские компании одновременно использовали в среднем 5 мессенджеров на одном проекте (от 1 до 10). Не считая тех мессенджеров, которые используют сотрудники для нерабочих целей.
В бизнесе мессенджеры можно и нужно применять. Как инструмент маркетинга для охвата аудитории — это хорошо. Но малый бизнес часто грешит и тем, что использует мессенджеры для экономии в качестве замены IP-телефонии. Встречаются сайты, на которых в контактах — мобильный и несколько мессенджеров для связи. Это делают для удобства клиентов, однако, для бизнес-процессов такое решение проигрывает подключению SIP-номера.
Остановимся кратко на недостатках использования мессенджеров вместо того, чтобы подключить SIP-телефонию:
SIP-номер | Мессенджеры | |
Универсальность | Это обычный номер телефона, на который можно позвонить с любого номера | Возможны звонки только внутри мессенджера, поэтому для охвата аудитории придется установить и указать все популярные сервисы |
Стабильность соединения | Единственное условие — качество интернет соединения 64 кб/сек. Наличие хотябы 3G обеспечивает качественную связь | Ни один мессенджер не гарантирует стабильность соединения и качество связи |
Централизованность | Достаточно одного многоканального номера для компании. Если требуется увеличить количество операторов — просто увеличьте количество линий | Сложно обеспечить централизацию мессенджеров если на звонки отвечает больше чем один сотрудник |
Статистика и аналитика вызовов | Вы можете узнать всю историю звонков любого оператора и проследить все обращения к вам каждого клиента | нет |
Запись разговоров | да | нет |
Эстетика и имидж | Достаточно разместить на сайте единый номер |
Подключить SIP-номер не сложнее, чем мессенджеры. Специальное оборудование тоже необязательно.
Совершать и принимать звонки в формате SIP-телефонии может любое устройство с доступом к интернету, аудио- входом и выходом:
1.Смартфон или планшет с приложением для SIP-телефонии
2. Компьютер с доступом в интернет, микрофон и наушники (или колонки— но это, скорее, домашний вариант). Как и на смартфон, потребуется установить программу для IP-телефонии
3. Специальный SIP-телефон
4. Обычный аналоговый телефон, через VoIP-шлюз, который подключается к роутеру.
Сравнивать SIP-телефонию с традиционной — как сравнивать смартфон с обычным кнопочным стационарным телефоном. Те преимущества, которые имеет смартфон перед стационарным телефоном, даст вам и SIP-телефония — по сравнению с традиционной.
Популярность SIP-телефонии растёт. Этот вид телефонии даёт бизнесу то, что не обеспечит традиционная телефония: мобильность, масштабируемость,отслеживание звонков, запись разговоров, статистику, аналитику и многие другие преимущества. Мы уже писали об этих преимуществах (ссылка).
Несмотря на все преимущества SIP-телефонии, традиционная телефония все ещё используется, даже крупными компаниями.
Это связано с негибкой инфраструктурой, бюрократией, неосведомлённостью принимающих решения лиц — что усложняет процессы модернизации и внедрения.
Для молодого и амбициозного бизнеса вопрос выбора между SIP-телефонией и обычной стоять не должен вовсе. SIP-телефония — это гибкое, экономичное, технологичное и позволяющее повысить сервис обслуживания клиентов решение.