Некоторые путают запись голосовых сообщений с записью IVR (интерактивного голосового меню) или приветственного ролика. В IVR действительно важна профессиональная озвучка: и работа звукооператора, и дикторский голос, соответствующий имиджу бизнеса. Но если интерактивное меню — визитная карточка компании, то функция голосовых рассылок — только донести информацию. Интонации не нужны. С этой задачей робот справится не хуже, чем профессиональный диктор.
Запись голосового приветствия для АТС тоже можно попробовать доверить диктору-роботу, особенно если ваша компания занимается технологиями.
Робот или живой дикторский голос — в некоторых случаях сложно определить разницу на слух. Мы уже привыкли общаться с искусственным интеллектом и делаем это ежедневно: Сири, «Окей, Гугл!» и Яндекс-навигатор — это те роботы, которых знает каждый. Кстати, пока я тестировала сервисы для перевода текст в голос, то «познакомилась» поимённо практически со всеми роботами, разговаривающими по-русски. Их не так много, как англоязычных, но всё-таки выбор — присутствует.
После прочтения этой статьи, вы справитесь с задачей по озвучке быстро и без необходимости привлечения профессионального диктора. Однако, сам материал получился объёмный и разбит на две статьи:
Чтобы выбрать максимально качественные варианты, устанавливаем самые жесткие рамки:
Задача: написать текст, информирующий абонента о том, что его баланс стремится к нулю.
Сочиняем текст, который отправим потом нашим виртуальным дикторам. В самой первой версии он выглядел так:
Здравствуйте! Оператор связи «Нортэлс» сообщает вам о том, что вы подошли к порогу отключения.
Пожалуйста, пополните ваш баланс, чтобы оставаться на связи!
У текстов для телефонного информирования есть свои тонкости.
1 | Название компании | В отличие от СМС, при звонке абонент увидит только номер телефона. Отображать название вашей компании при входящем вызове реально технически, но противоречит закону о связи. Поэтому упоминание названия в сообщении — пункт обязательный. |
2 | Вводное приветствие | Не вежливости ради: звонок будет входящим для клиента. На установку соединения, с учётом поднесения трубки абонентом к уху. Робот начинает общаться сразу при снятии трубки, а не после того, как убедится что адресат его слышит, как это сделал бы живой человек. Может присутствовать погрешность до трёх секунд. Поэтому важно, чтобы клиент расслышал название компании и информационную часть. Именно поэтому голосовое сообщение обычно начинается с приветствия. |
3 | Благозвучие | |
4 | Красота | Стараемся строить текст, который легко читается и правильно построен |
5 | Смысл | Сочиняя текст для робота, сразу думайте, какие вопросы может вызвать сообщение у пользователя. Недосказанность и вопросы имеют право быть только в случае, если сообщение должно сработать для клиента триггером позвонить менеджеру, у которого уже заготовлено спецпредложение на дополнительную услугу 🙂 |
Сверяем наш текст для озвучки с этим чек-листом:
1. Упомянуто название компании —есть
2. «Водная» вводная как защита от погрешности —есть
Наш пример — сообщение о балансе. Мы не хотим запутать клиента в случае, если он пропустит название из-за погрешности. Поэтому не только здороваемся ,но и добавляем перед названием компании «оператор связи» на погрешность.
3. Отсутствие сложных аудиальных и неблагозвучных сочетаний: плохо
аудиальная сложность : «НОРТЭЛС сообщает» и «баланс, чтобы» — 4 согласных подряд. Но в нашем случае для теста наличие сложностей — хорошо
4. Красота текста:
Здравствуйте! Оператор связи «Нортэлс» сообщает вам о том, что вы подошли к порогу отключения. Пожалуйста, пополните ваш баланс, чтобы оставаться на связи!
Три местоимения, которые можно удалить без потери смысла — плохо
Лучше так:
Здравствуйте! Оператор связи «Нортэлс» информирует вас о приближении к порогу отключения. Пожалуйста, пополните баланс, чтобы оставаться на связи!
Одно «вас» — для благозвучия имеет право остаться в тексте.
Но тестировать будем на первом варианте — именно потому, что он сложнее.
5.Смысл. Не совсем ясен: когда отключат? порог отключения — это сколько? плохо
Но смысл неясен, потому что пример несколько абстрактен. Если брать реальный текст, то надо ориентироваться еще и на будет пользовательское взаимодействие, происходящее в личном кабинете — и это уже отдельная тема.
Предположим, что мы даём выбрать клиенту формат, в котором он получает оповещения о балансе: голосовые или СМС — самостоятельно. Поэтому заодно оптимизируем и текст под СМС.
В исходном сообщении — 157 знаков. То есть для отправки одной СМС — мы заплатим по тарифу, как за три. По средней стоимости 1,40 =4,2 рубля в среднем. Дорого. Удаляем лишнее: если мы используем брендированные сообщения — то название лишнее. Для удобства добавим ссылку на личный кабинет:
Пополните счёт, чтобы оставаться на связи lk.nortels.ru
Итого 58 знаков, то есть примерно 1,4 рубля. Можно добавить и телефон, но это уже будет 2 СМС. Официально знаков кириллического сообщения — 70. На деле надо уложиться в 60 знаков, чтобы текст был тарифицирован как одна СМС.
С тонкостями написания текста разобрались.
Теперь, вооружившись текстом, приступаем к тестированию онлайн-сервисов преобразования текста в речь. Но об этом в продолжении статьи